Украинское правительство решило заняться проблемой утилизации автомобильных покрышек
11.12.2011, 17:01
Украинское правительство решило заняться проблемой утилизации автомобильных покрышек
В
кабинете министров Украины готовится проект постановления о вторсырье,
которым утилизировать шины обяжут их производителей и импортеров.
Чьи персональные интересы прячутся за идеей собирать деньги в масштабах страны с каждой покрышки, пока остается неясным.
Согласно
информации, размещенной на сайте Кабмина, правительство готовит проект
постановления «О дополнительных мерах по совершенствованию системы
сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья». По мнению
разработчиков законодательного акта, специалистов Минэкологии и
природных ресурсов, он должен решить проблему утилизации автомобильных
покрышек путем внедрения механизма обращения с отработанными шинами.
Решить важную экологическую проблему планируется за счет тех, кто эту
продукцию на рынок Украины поставляет — производителей и импортеров
автопокрышек.
«Будет установлено, что производители или импортеры
шин обязаны самостоятельно или по договору с другой компанией
обеспечить прием и утилизацию использованных шин и паковочных материалов
согласно установленным минимальных норм утилизации»,— говорится в
комментарии правительства. Также, отмечается там, в постановлении будут
прописаны тарифы на услуги по сбору, заготовке и утилизации
использованных шин. Таким образом, предлагаемый механизм предусматривает
возложение на производителей и поставщиков шин дополнительных издержек
по последующей утилизации их продукции. Что, в свою очередь, будет
компенсироваться включением стоимости утилизации в цену автопокрышки.
По
данным Минэкологии, проблема отработанных покрышек достигла в Украине
довольно широких масштабов: ежегодно в стране автомобилистами
выбрасывается около 180 тыс. т использованных автомобильных шин. Вместе с
тем на специализированных предприятиях перерабатывается только
ничтожная доля этого материала — до 14 тыс. т, или не более 8%. Все дело
в том, что утилизацией покрышек занимается достаточно небольшое
количество предприятий: с экономической точки зрения завод по
переработке шин является не самой выгодной инвестицией. Но только в
Украине — из-за того, что в промышленности не внедряются современные
технологии, ориентированные на безотходное производство. Зато за
границей спрос на продукцию шиноперерабатывающих заводов достаточно
высок. В зависимости от степени измельчения, шинную крошку применяют в
производстве новых покрышек, в изготовлении шлангов, водоотталкивающих
покрытий для крыш, железнодорожных шпал, подошв для обуви, колес
инвалидных колясок, покрытий теннисных кортов и детских площадок, а
наиболее массово при изготовлении покрытий для автодорог (14-15 т на 1
км дороги). А из жидких углеродов, получаемых в результате тепловой
обработки авторезины, есть возможность получать дизельную и бензиновую
фракции, которые близки к дизельному и бензиновому топливу, уверяют
эксперты. Поэтому в цивилизованных странах показатель доли переработки
использованных шин достигает 45%, в целом по миру он составляет около
20% (имеется в виду экологическая переработка, поскольку такие
экологически опасные виды утилизации шин, как сжигание или закапывание
шинной крошки, в развитых странах давно запрещены). Как и следовало
ожидать, производители не в восторге от того, что власти решили взвалить
на их плечи сложную экологическую проблему. «Если это будет введено в
виде некоего сбора с производителей на утилизацию, то решить проблему
использованных покрышек никак не получится. Подобные попытки уже
предпринимались в отношении картонной тары, но ее так никто и не
утилизирует. Основной рынок шин сегодня находится в тени, и нелегальных
импортеров никто не сможет заставить платить за утилизацию»,— говорит
гендиректор ОАО «Днепрошина» Роман Науменко.
По оценкам
экспертов, объемы серого и черного рынков автопокрышек в Украине
составляют около 50-60%. Господин Науменко считает, что ответственность
за использованные шины должны нести потребители: стоит, к примеру,
ввести дополнительный сбор при прохождении ТО или включить стоимость
утилизации в цену бензина. «Этот вопрос должен решаться на
государственном уровне. При этом необходимо учитывать и опыт Европы. Там
при импорте шины на территорию ЕС дилер предварительно оплачивает
экологический сбор — так называемый сбор на утилизацию шин — стоимостью
от EUR0,2 до 2»,— комментирует инициативу правительства председатель
правления АО «Росава» Роман Рыбачук. Хотя «Росава» в этом плане
сработала на опережение: компания намерена организовать собственную
линию по переработке использованных автопокрышек, инвестиции в которую
оцениваются в $30-50 млн.
«Учитывая динамический рост количества
изношенных шин, производство мощностью 30 тыс. т в год будет
гарантированно загружено сырьем и будет иметь возможность перерабатывать
до 20% б/у шин. Это даст возможность покрыть потребности трех-четырех
областей Украины»,— уверен господин Рыбачук