Ремонт представляет собой комплекс работ, осуществляемых в процессе
эксплуатации автомобилей для поддержания и восстановления их исправности
и работоспособности. Для подвижного состава автомобильного транспорта
установлены два вида ремонта: текущий и капитальный. Эти виды ремонта
применяются как для отдельных агрегатов, так и для автомобиля в целом.
Текущий ремонт — ремонт, производимый в процессе эксплуатации с целью
гарантированного обеспечения работоспособности объекта и заключающийся в
замене и восстановлении его отдельных частей и их регулировке. При
текущем ремонте агрегата устраняются его неисправности путем замены или
восстановления отдельных, достигших предельного состояния или внезапно
отказавших деталей, исключая базовые детали. К базовым деталям
относятся: в двигателе — блок цилиндров; в коробке передач, заднем
мосту, рулевом механизме — картер; в переднем мосту — балка переднего
моста или поперечина независимой подвески; в кузове или кабине — корпус;
в раме — продольные балки.
Текущий ремонт автомобиля применяется для замены или восстановления
изношенных до предельного состояния или поврежденных деталей, а также
отдельных > узлов и агрегатов, требующих текущего или капитального
ремонта; при этом ремонте возможно выполнение и других операций по
устранению неисправностей автомобиля.
Под капитальным ремонтом понимается ремонт, осуществляемый с целью
восстановления исправности и полного или близкого к полному
восстановлению ресурса объекта с заменой или восстановлением любых его
частей, включая базовые, и их регулировок. Капитальный ремонт агрегата
обеспечивает восстановление его технического состояния согласно
техническим условиям на ремонт, сборку и испытание агрегатов и
автомобилей и должен гарантировать установленный межремонтный ресурс
агрегата при соблюдении действующих положений и норм по техническому
обслуживанию и текущему ремонту в условиях правильной эксплуатации
автомобиля. Агрегат подлежит направлению в капитальный ремонт, если
базовая деталь нуждается в восстановлении, для которого требуется полная
разборка агрегата, или когда общее техническое состояние агрегата не
обеспечивает выполнения им рабочих процессов в установленных пределах
отклонений и восстановление не может быть осуществлено путем проведения
текущего ремонта. Капитальный ремонт автомобиля имеет целью
восстановление его технического состояния в соответствии с техническими
условиями на ремонт, сборку и испытание агрегатов и автомобилей и должен
обеспечивать установленную межремонтную наработку (пробег) при
соблюдении требований технического обслуживания, текущего ремонта и
эксплуатации автомобиля.
Кроме текущего и капитального ремонтов, в виде исключения допускается
производство среднего ремонта автомобилей для случаев эксплуатации
подвижного состава в тяжелых условиях При среднем ремонте автомобиля
производится замена двигателя, требующего капитального ремонта,
углубленный контроль технического состояния всех других агрегатов, узлов
и приборов автомобиля с одновременным устранением обнаруженных неисправностей, с заменой или восстановлением деталей при этом
предусматривается окраска кузова и выполнение других операций,
обеспечивающих восстановление эксплуатационных качеств всего автомобиля.
Капитальный ремонт автомобилей и их агрегатов в зависимости от метода
выполнения может быть необезличенным или обезличенным. При
необезличенном методе все части после восстановления устанавливаются на
тот же объект которому они принадлежали до ремонта. В этом случае в
некоторой степени сохраняется взаимная приработанность деталей их
первоначальная взаимосвязь, благодаря чему качество ремонта оказывается,
как правило, более высоким, чем при обезличенном варианте. Более полным
получается при этом и использование остаточной долговечности деталей,
сформированной в процессе их изготовления. Существенные недостатки
необезличенного метода ремонта заключаются в том, что при нем
значительно усложняется организация ремонтных работ и неизбежно
увеличивается длительность нахождения объекта в ремонте. Этот метод не
исключает замены негодных деталей новыми обезличенного ремонта снятые с
одного автомобиля агрегаты и узлы заменяются ранее отремонтированными
или новыми. Снимаемые с автомобилей агрегаты и узлы подвергаются ремонту
и в дальнейшем идут на комплектование так называемого оборотного фонда.
Не снижаемые фонды оборотных агрегатов создаются за счет поступления
новых агрегатов, восстановления ранее снятых и использования годных
агрегатов со списываемых автомобилей.
При обезличенном ремонте упрощается организация ремонтных работ и
существенно сокращается длительность пребывания объектов в ремонте
(стат. под номером. 1.1.2). Экономия времени при обезличенном методе
ремонта достигается за счет того, что объекты ремонта не ожидают, пока
будут отремонтированы заменяемые агрегаты и узлы.
Высокая эффективность ремонта обеспечивается правильным определением
общего характера и главной цели ремонтных работ и выбором наилучшего
(оптимального) порядка их проведения в заданных
организационнотехнических условиях использования автомобилей.
Основные положения, определяющие цель и характер ремонта автомобилей, составляют содержание так называемой системы ремонта.
В Российской Федерации для подавляющего большинства машин, в том числе и
для подвижного состава автомобильного транспорта, принята
планово предупредительная система ремонта. При этой системе ремонт
основывается на плановых началах и имеет своей целью предупреждение
непредвиденного (аварийного) отказа автомобилей в работе.
Плановый характер ремонта, с одной стороны, предусматривает, плановое
проведение технического обслуживания, что обеспечивает регулярное
получение информации о техническом состоянии автомобилей, с другой —
предполагает планируемые наработки агрегатов и автомобилей до вывода их в
ремонт, а также объемы работ при ремонте, что способствует повышению
ритмичности в работе ремонтных предприятий и улучшению условий их
обеспечения материалами, запасными частями и другими видами ресурсов.
Предупредительная цель системы состоит в том, что она предполагает
проведение ремонта агрегатов и автомобиля в целом до наступления периода
ускоренного изнашивания базовых и основных деталей. Дальнейшее
использование объектов с базовыми и основными элементами, достигшими
этой стадии в процессе изнашивания, сопряжено с опасностью аварий и
неизбежно приводит к увеличению объема, сложности и соответственно
стоимости работ при ремонте.